Парантелы и фратрии

Андрей Степаненко

Рассмотрим самые общие черты общества прошлого.

ПАРАНТЕЛЛА
Парантела это группа кровных родственников, объединенная общими предками. Дети одной матери, невзирая на разницу в возрасте, между собой – ровня, уже потому, что все одинаково подчиняются матери. Это первая парантела, и ее члены юридически останутся ровней, и когда вырастут.
Дети первой парантелы составляют собой вторую парантелу. Между собой члены второй парантелы так же ровня, а по отношению к первой занимают подчиненное положение. Далее идут правнуки общей праматери – третья парантела, далее праправнуки - четвертая… и так примерно до шестой-седьмой.
Поскольку женщины рожают до старости, в каждой парантеле однажды собираются все возрастные категории – от стариков до младенцев. В разделении труда они не ровня, а вот в смысле основных прав – одинаково уступают в уровне прав каждой старшей парантеле. Так обстоит и в современном законодательстве: при наследовании старшие парантелы имеют весомое преимущество перед младшими. Внутри же парантелы все доли наследства одинаковы.
Право на определенную долю в наследстве для членов парантелы прямо означает и право на дальнейшее управление этой долей имущества. То есть, даже сейчас положение человека в поколенной иерерахии предопределяет его имущественные права. Это - прямое наследование норм племенного быта, и в племени других источников обретения имущественных прав просто не было.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
В отсутствие контрацептивов членов младших парантел многократно больше, чем членов старших, а потому вся обыденная работа ложится на младших. Старшие парантелы в силу сложившегося главенствующего (родительского) положения берут на себя работы по учету, контролю и общему руководству. На самом верху находятся живые первопредки, часто обожествленные: так было в Древнем Риме, так было и в Китае: императрица Цыси в начале 20 века имела титул божественного предка, и ей это нравилось.

ДВИЖЕНИЕ СТАТУСОВ
Когда старшая парантела, в основном, отмирает, ее место во власти занимает следующая. В момент смены власти каждая парантела сдвигается на ранг выше, получает следующий, более престижный ранг обязанностей, и каждая понимает, что однажды дойдет до самого верха. Риски мятежа против старших парантел расцениваются низами как чрезмерные; дождаться своего часа надежнее.
При таком порядке управления даже полная гибель вожаков для племени не опасна, - иерархические связи пронизывают общество целиком, как мицелий почву, и племя не рассыпается, а быстро заполняет все освободившиеся вакансии.
Иногда уход последних представителей самой старшей парантелы торопят. Реликтовым остатком этого можно считать удушение слишком зажившихся стариков подушкой по их «добровольному» согласию. Некоторые детали указывают на то, что в архаичном Риме покидающего пост правителя приносили в жертву богам.

СОВРЕМЕННЫЕ АНАЛОГИ
Точный аналог деления на парантелы сам собой сложился в Советской Армии. Любой салага знал, что каждые полгода состав работ и число привилегий будет меняться в лучшую сторону, а, пройдя все ступени, он станет дедом и его сферой станет общее руководство. Эта система на своем месте предельно справедлива: каждому выпадают все тяготы и все радости всех социальных рангов, причем, в идентичные сроки. Это и есть первобытный коммунизм. Уничтожающей эффективность уравниловки нет, а равные доли труда и вознаграждения в итоге есть.

Более отдаленный аналог деления на парантелы зафиксирован в Японии: корпорации гарантировали своим работникам непрерывный служебный рост через определенный срок. Мне неизвестно, как долго продержалась эта система, но ее корни определенно лежат в исторически недавнем племенном устройстве самой Японии.

ОБРЯД ИНИЦИАЦИИ ПРИ СМЕНЕ ПАРАНТЕЛ
В Советской Армии обряд был внятно выражен. В День Приказа каждый призыв поднимался рангом выше, на сначала должен был получить столько ударов бляхой (вижу варианты: столовским черпаком или табуреткой) по ягодицам, сколько месяцев ему оставалось отслужить. Процедуру  требовалось пережить молча, иначе магический акт перехода в новое состояние не засчитывался. Акцент на ягодицах – явная аллюзия на оммаж.

То же обязано было происходить и в прошлом. Хорошим аналогом удара черпаком по ягодицам при переводе в статус «черпака» является удар мечом по плечу при переводе в статус рыцаря. Однако наилучшим аналогом «Дня Приказа» я считаю Олимпийские Игры, идеальные как раз на стадии смены власти. Аргумент: соревнование правителей периода архаичного Рима в беге. Молодой претендент обычно выигрывал и публично приносил в жертву предыдущего. И каждая парантела торжественно перемещалась в следующий ранг. Жертвоприношение проигравших по итогам соревнования на стадионе было и у ацтеков.

ПРИМЕЧАНИЕ: Википедия перечисляет массу проявлений дедовщины, начиная с 16 века (Итонский колледж), охотно связывает ее проявление с биологической иерархией у приматов, однако не видит связей с оммажем и обрядами инициации при феодализме, в античности и в племенных сообществах.

«ФРАТРИИ»
Энциклопедическое значение термина «фратрия» - безоговорочно кривое, поскольку означает мужское «братство», а относится к группе родов, в которой есть и женские «сестринства». Менять значение не стану, использую в самом кратком значении: фратрия это родственная группа, связанная брачными отношениями с другой фратрией племени.

В отличие от парантелы, фратрия – вертикальная структура. Племя – как шахматная доска: сверху вниз племя пронизано фратриями, проходящими через все горизонтальные парантелы. Каждой ячейке такого общества можно даже присвоить индивидуальный адрес, например, «фратрия 2; парантела 3».



Число фратрий в племени обычно четное, поскольку браки это политика, и заключаются между дружественными фратриями перекрестно: дамы из одной фратрии берут в мужья джентльменов из второй и наоборот.

Фратрии, как ячейки племени, безоговорочно равны, однако те, что больше в размерах, играют большую роль. Поэтому успешно рожающие женщины в особом почете.

Пары фратрий конкурируют за положение, и довольно быстро на самом верху остаются только две самые сильные. У ацтеков эпохи Эрнана Кортеса это были ордены Орла и Ягуара, а в Византии времен Ираклия это были «цирковые партии» венетов и прасинов.

СОВРЕМЕННЫЕ АНАЛОГИ
Точный современный аналог фратрий – землячества в рядах Советской Армии. Некоторые землячества определенно были дружественны одно другому, рождались прочные союзы, и эти союзы конкурировали за влияние, одновременно сохраняя и верность своим призывам – точным аналогам племенных парантел. Думаю, любые землячества действуют на тех же принципах.

ТАБУ НА КРОВОСМЕШЕНИЕ
Очень вероятно, что табу на связи с сестрами, тетками и племянницами заложены благодаря сложившимся договорным отношениям между фратриями. Подросток благоразумно не посягает на то, что по договору принадлежит дружественной фратрии, - такие мужские договоры крайне опасно нарушать. А когда его передают в мужской орден, уже и возможности нарушить эти табу нет.

БРАЧНАЯ ПОЛИТИКА
Энгельс много писал о «групповом браке», в котором все женщины и мужчины племени – жены и мужья друг друга, но это упрощение. На деле, это солидарная ответственность всех мужчин и всех женщин друг перед другом: холостяк не останется без ужина, а вдова и ее дети – без доли в добыче. Измены и свальный грех подрывают стабильность отношений, а потому не поощряются – даже в самых диких племенах Амазонки.

Если в регионе длительный избыток продуктов питания, и мужчина может прокормить более одной семьи, от лишних мальчиков избавляются, и появляется многоженство. Если в регионе хронический голод, избавляются от девочек (Индия, Китай, Тибет), и местами появляется многомужество (схема «много кормильцев, одна роженица»), как это и сегодня обстоит в Тибете.

Женятся внутри своей парантелы.  Если допустить брак парня из парантелы № 4 на принцессе из парантелы № 1, это поднимет всю лежащую ниже родню парня на 3 уровня выше: 5-я парантела семьи жениха встанет вровень со 2-й парантелой семьи невесты, 6-я – с 3-й, а 7-я – с 4-й. Таких потрясений никому не надо, да и справедливым это не может быть признано. Исключения, видимо, бывали, но это именно исключения. Нелюбовь к неравным бракам в 19 веке и ранее я расцениваю как реликт именно этого племенного устройства.

Если семья зарекомендовала себя неважно, ее парни получат брачные предложения разве что от пожилых вдов, что лишит их числа потомков и в перспективе заметно ослабит семью. Эту практику этнографы наблюдают в Амазонии и сейчас.

КУЗЕННЫЕ БРАКИ
Исследования показали, что близкородственные браки повышают заболеваемость на 2-3 %, что на фоне общей детской заболеваемости и сейчас незаметно, то есть, причина запрета на кузенные браки в ином. На деле, дальнородственные браки скрепляют племя. Кузенный брак в глазах племени – жлобская и общественно опасная попытка самоизоляции семьи от общества. Однако в старших парантелах, ввиду малочисленности лиц брачного возраста, кузенных браков избегать сложнее, и наверху власти такие браки – норма.

МАТРИАРХАЛЬНЫЙ БРАК
Напомню, что термин «матриархальный» означает материнский по происхождению, и, на деле, относится прежде всего к счету родства и передаче наследства.
Право подбора жениха за женским сообществом, конечное слово – за невестой. Муж приходит в дом жены, и ему в нем не принадлежит ничего, даже его дети. Однако он не одинок: вся фратрия наполнена его родственниками-мужчинами по материнской линии, женившимися ранее.
Напомню, что переход в чужой род – табу; никто не может покинуть своих иначе как через изгнание или похороны. Поэтому по достижении совершеннолетия каждый мальчик проходит связанную с приемом психоделиков и физическими мучениями инициацию, а если быть точным, - символическую смерть. Еще раз: обряд перехода в совершеннолетие считается у этнографов лиминальным, то есть, связанным с миром мертвых. Именно поэтому жениха на Руси звали волком или медведем – тотемным животным из мира предков.
Формально уже мертвый юноша приходит в орден, состоящий из его матрилинейных родственников, прошедших все это ранее, и они дают ему новое имя и по согласованию с женской половиной новой огромной семьи, рано или поздно подбирают жену.
Мужчинам фратрии принадлежат собственные основные фонды: скот, оружие, лодки, просто, в отличие от женщин, передать эти основные фонды по наследству своим детям они не могут, - только племянникам по материнской линии. И даже это не вполне наследование: дядя не родил племянника, а после выхода их обоих из рода его племянник даже не член его семьи. Как-то так и закладывались такие странные формы собственности как коллективная собственность монашеского или рыцарского ордена.
Поскольку мужья и жены фратрии друг другу не родственники, у них разные предки, разные боги и разные (действующие в Африке и ныне) «тайные общества», в частности, женские. Соответственно разделены и властные вертикали, соединенные в единственном месте – в супружеской паре глав фратрии, в самой верхней парантеле. Это прямой аналог будущей монаршей семьи.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВЛАСТИ И РЕСУРСОВ
Концентрация власти и ресурсов элитой неизбежна по массе причин. Например, верхняя парантела имеет естественное в основе родительское право на дары от детей. Мужчины принимают дары от мужчин, женщины – от женщин. При этом, самая верхняя парантела не имеет никого выше, а перед нижними (детьми) отчитываться не обязана. Возникает первая никому не подотчетная племенная элита, и у этой элиты есть легальные свободные ресурсы. Стоит подчеркнуть, что перед нами первое системное отчуждение продуктов труда – за века до того, как его заметил Маркс.
Об этих дарах редко пишут, однако императрица Цыси в 19-20 веках принимала именно дары, например, 4 мешка жемчуга. А когда настала пора платить контрибуцию по итогам войны, все платежи иностранным государствам проходили в бухучете именно как дары. Перед нами ясный реликт племенного устройства, в котором понятий «контрибуция» и «налоги» еще не существует.
В самой верхней парантеле иногда представлены все фратрии племени. В Древнем Риме, судя по ежегодной смене консулов, были представлены четыре фратрии. Гипотеза: исход Олимпийских игр предопределял очередность правления: представитель фратрии-чемпиона принимал консульство первым, а пришедший последним – четвертым по очереди.
Но такая, справедливая, система смены власти складывалась не всегда. Потомки тех редких женщин, что рожают до старости, попадут в верхнюю парантелу относительно молодыми, переживут остальных, и долго будут руководить племенем без оглядки на другие фратрии. На протяжении поколений на самом верху может остаться потомство буквально одной-двух семей, и эти семьи станут уже несменяемыми. Похоже, что именно так у ацтеков на самом верху остались только два ордена из четырех – Орла и Ягуара, а в Византии только две фракции из четырех – синие и зеленые.
Верхняя парантела чаще допускает кузенные браки, что так же приводит к концентрации власти и ресурсов. И главное: именно верхняя парантела регулирует внешние сношения племени, то есть, торговлю. В условиях неподотчетности элиты коленам детей, внуков и правнуков, внешние обменные операции племени дают колоссальные возможности для взрывной концентрации власти.
Специально подчеркну, что все описанные механизмы носят естественный характер. Да, налицо узурпация власти и ресурсов, отчуждение, неподотчетность, но в племенном правовом поле каждая норма предельно органична. Каждая закладывалась с расчетом на максимальную согласованность действий, и именно так все эти нормы и отработали, просто согласованность достигнута в пользу сильных и удачливых за счет всех остальных. И ни одну норму для этого закономерного исхода нарушать не надо.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Фратрии между собой равны, а потому их отношения горизонтальны, равноправны и содержат в себе сеть договоров. Парантелы неравны, поскольку старшая парантела всегда родительская, и здесь есть целый ряд табу: дочь не может засудить ни мать, ни ее сестру, ни сестру ее сестры, - люди этого не поймут и не примут. Мужчины внутри своего ордена в том же положении: каждый прошел оммаж и дал клятву на верность старшим парантелам. Вспомним тамплиерское дело брата Павла и брата Стефана. Сильно позже инквизиторы признают за Стефаном право на сопротивление жесткой форме оммажа, а вот в самом ордене он получил взыскание.
У каждой парантелы есть свой суд, и старшие в его решения обычно не вмешиваются. Именно здесь корни той идеи, что перед судом были равны все. На деле, когда появлялась ситуация, неразрешимая внутри парантелы, дело рассматривал патримониальный суд – суд старшей парантелы, доживший в Европе до "Весны народов" 1848 года.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полная история катастрофы (вариант № 3 от 29.01.2020)

Римский счет – ключ к тайне хронологии

Чай, табак и наркотики