Матриархат: от Ватикана до Мекки

Андрей Степаненко

Предания о матриархате, в основном, фантастические. Один летописец утверждал, что амазонки прижигали себе левую грудь, второй – что они убивали мужчин, и все сходятся на том, что при матриархате правят женщины. На деле, матриархат базируется на двух принципах:

1. Правит мужчина и только мужчина.
2. Родство считается по женской линии.

Это основное.

МАТРИАРХАТ СЕГОДНЯ
(источники: vsegda_tvoj; urs_sonam)

Аканы составляет большую часть населения республик Гана и Кот-д’Ивуар. В семьях все, включая фамилии и имущество, наследуется по материнской линии. Руководящие должности в органах управления традиционно занимают мужчины, но право на них передаётся через родственников женского пола — матерей, сестёр и дочерей.

Минангкабау населяют Западную Суматру и насчитывают около 4 млн человек. Мать - глава семьи. Все семейное имущество передаётся от матери к дочери. Во главе рода всегда стоит мужчина, но если он перестаёт справляться, женщины его смещают и выбирают на его место другого. В политических и религиозных институтах заняты в основном мужчины.

Гаро — один из главных этносов индийского штата Мегхалая. Главой семьи считается женщина, эта «должность» по наследству передаётся младшей из дочерей, как и большая часть семейного имущества. Старшие сестры остаются без приданого и устраивают жизнь сами. Мужчина не соглашается на брак до тех пор, пока жена не согласится ему подчиняться. Государственными учреждениями управляют мужчины, они же распоряжаются крупной собственностью.

Мосо – народ, живущий на территории китайских провинций Юньнань и Сычуань.
Родословная ведётся по женской линии, семейные традиции передаются от старших женщин к младшим, точно так же наследуется имущество. Дети получают фамилию матери. Институт брака отсутствует. Женщины свободны в выборе партнёров и не живут с ними под одной крышей. Вместо воспитания собственных отпрысков мужчины занимаются детьми, принадлежащими к семьям их матерей. Политикой занимаются, в основном, мужчины.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТРИАРХАТА
В сочетании со сведениями из прошлого перечень основных принципов матриархата составить несложно.

1. Поскольку родство идет по женской линии, муж и жена не кровные родственники
2. Поскольку муж и жена не кровные родственники, они не наследники один другому
3. За женщиной наследуют ее дети, а за мужчиной – братья и сестры и дети его сестер
4. Для ребенка самый близкий родственник-мужчина – единоутробный брат его мамы
5. Собственность мужей и жен разделена и взаимно табуирована, посягать нельзя
6. За женщиной, как правило, закреплено недвижимое имущество: дом, земля
7. Поэтому матери есть что оставить в наследство дочерям, и нечего – сыновьям
8. За мужчиной, как правило, закрепляется движимое имущество: скот, телега, лодка
9. Поэтому дяде есть что оставить в наследство племянникам и нечего – племянницам
10. Как правило, наследником становится самый младший ребенок в семье - последыш
11. Старшие дети остаются без наследства (приданого) и строят свою жизнь сами
12. Обратите внимание, в сказках старшие братья (или сестры) ненавидят последыша
13. Брачный союз порой закреплен взаимным залогом: с разводом виновный его теряет
14. Муж управляет собственностью жены, например, пашет ее землю, но не владеет ею
15. Не жена идет в дом мужа, а муж – в дом жены, семья расположена матрилокально
16. Домом правит старшая женщина, поэтому для зятя главная проблема – его тёща
17. Муж приходит на землю жены со своим скотом и с ним же уходит при разводе
18. Если женщина – принцесса, женитьба на ней означает право управлять ее народом
19. Рыцарь в сказках получает после женитьбы на принцессе ее полцарства по закону
20. Король в прошлом часто правил в качестве регента над своим ребенком
21. Когда принцесса выходит замуж, ее отец обычно оставляет пост в пользу зятя
22. В отдельных случаях королем становится принц, - кровный родственник матери

Кое-что из перечисленного в силе даже сейчас, даже в наиболее развитых странах Европы. А вот несколько ясных исторических примеров.

МАТРИАРХАТ У АЦТЕКОВ
Наиболее известный правитель ацтеков Монтесума (Мотекусома II) принял престол не от отца, а из рук своего дяди по имени Ауицотль (Ауитсотль). И если приглядеться, то станет видно:
- Мотекусома II принял власть даже не из рук дяди; он принял власть из рук его вдовы;
- Мотекусома II взял власть только потому, что сумел взять в жены дочь вдовы дядьки;
- Мотекусома II – брат и племянник вдовы своего дядьки, и здесь – материнская линия!

Когда Мотекусома погиб, ни один из его многочисленных сыновей даже не претендовал на трон. Власть передавалась только с его дочерьми, давалась как приданое. И верховная власть была закреплена за его дочерью Текуичпо. Причем и здесь кровь Мотекусомы ничего не значит; важно, что Текуичпо – дочь его самой высокородной жены, а от нее – вверх по генеалогическому древу – она далекая правнучка основательницы династии Иланкуэитль. Именно поэтому следующими правителями стали Куитлауак и Куаутемок, поочередно бравшие в жены Текуичпо. А затем эту женщину взял хитроумный Эрнан Кортес, и сын Текуичпо от Кортеса – тоже Мотекусома, владыка ацтекский и вице-король испанский* – подписывал приказы, коим и подчинялась вся Мексика и Калифорния. Эрнан, как и полагается, стал при сыне регентом.

* в официальной истории Испании вице-короля Мотекусомы нет, он есть только в редких неотредактированных испаноязычных свидетельствах

«ПЕРЕВОДЧИЦА» МАРИНА
Крещеной индианке, переводчице и спутнице Эрнана Кортеса с посмертной славой не повезло. Испанцы, получившие благодаря Марине власть над всей Мексикой, тщательно избегали описания истинной роли этой необычной «переводчицы».

«Самой превосходной» женщиной называет ее Берналь Диас.
«Девушка-рабыня» или «наша индеанка-переводчица» называет ее Гомара.
«Женщиной-толмачем, индеанкой из этих краев» называет ее сам Кортес во втором письме Карлу V.
А еще ее считают рабыней для сексуальных удовольствий ацтекских повелителей, словно вещь подаренной Кортесу. А еще – любовницей, шпионкой и советницей по психологии индейцев. И даже Ла Чингадой – великой блудницей, продавшей свой народ испанцам. И все эти красочные эпитеты – разновидности сокрытия сути дела.
У Кортеса были переводчики и помимо Марины – целых два. Хватало Кортесу и рабынь, и блудниц и даже советников по психологии. Но к власти его могла приблизить только Марина. Начать с того, что Малиналли (именно так ее звали на самом деле) – дочь попавшего в плен и принесенного в жертву основного соперника Мотекусомы II в борьбе за власть. Более того, в родоплеменной иерархии Малиналли стояла выше супруги Мотекусомы II. Поэтому едва Кортес (по совету врагов Мотекусомы) взял ее в жены, он получил титул Малинче – мужа Малиналли, а вместе с титулом – колоссальные династические права.
Благодаря браку с ней Кортес и вступил в управление Мексикой – с точки зрения самих индейцев абсолютно законно. Так что принцесса Малиналли не была ни блудницей, ни предательницей, ни, тем более, обычной переводчицей. Даже если бы она молчала как рыба, перед ними открывались бы все двери. Малиналли была сама собой – воплощенной высокородностью. Ничего иного от нее и не ждали.
Кортес, по профессии нотариус, то есть, юрист, мгновенно понял свои преимущества и… об этом историки как-то не особо упоминают, но все действия Кортеса в Мексике свелись к захвату высокородных женщин и детей. Женщин – в свой династический гарем, детей – как живой щит, который, кстати, и спас его при бегстве из Теночтетлана.
В перспективе сын Малиналли от Кортеса – дон Мартин Кортес имел бы среди ацтеков те же права, что и другие принцы, а от испанской короны получил бы статус вице-короля. Но дону Мартину не повезло; совет вождей провел обряд изгнания его матери из рода, и Кортес отдал бывшую царицу одному из офицеров, усыновившему и несостоявшегося вице-короля.
Кортес же сделал еще несколько попыток: удочерил одну из дочерей Мотекусомы, зачал потомство с другой его дочерью, а после штурма столицы, захватил и взял в жены самую высокородную принцессу – Текуичпо. И Мексика подчинилась – не Кортесу, а сыну Текуичпо от Кортеса – очередному Мотекусоме.

МАТРИАРХАТ В ИНДИИ
То, что вплоть до появления европейцев власть в Индии передавалась по материнской линии, не секрет. И европейцы индийским материнским правом воспользовались весьма успешно, - как только некий «пират» Джон Эвери* похитил гарем Великого Могола.

* «Эвери» (иногда пишут «Авери») – псевдоним по типу одиссеевского «Никто»; «Every» – значит «Каждый». Это нехарактерный псевдоним для пирата; у тех были в ходу клички попроще. Флаг у Эвери также был неординарным: четыре золотых шеврона на красном поле. И если красный цвет символизирует отвагу, и вполне годится, то четыре золотых шеврона у пирата – нонсенс. Золото символизирует власть и благородство, а шевроны отражают иерархию в среде военно-морских офицеров.

Несколько порознь нанятых им в Америке пиратских кораблей подкараулили у берегов Аравии флот Могола, отбили судно с гаремом, после чего Эвери взял главную родственницу Великого Могола Аурангзеба в жены и объявил (по одной из версий) о создании в Индии новой династии.

Ясно, что Могол рассвирепел и начал закрывать фактории и бросать англичан в тюрьмы, так что Британскому парламенту пришлось делать вид, что все ужасно расстроены актом пиратства, и посылать в погоню за похитителем гарема Уильяма Кидда – того самого «беспощадного пирата». Причем, все указывает на подставу: уже немолодой предприниматель Уильям Кидд, владевший несколькими судами, хотел тихой жизни на выборной должности, но попался на взятке, и власти под угрозой судебной расправы вынудили его взять на себя роль охотника на пиратов, точнее, на одного пирата – на Эвери.

Кидд пустился в погоню, обогнул Африку, посетил несколько пиратских стоянок, а когда он вернулся с теми сведениями, что собрал об Эвери, его немедленно отправили в Лондон для допроса в парламенте. Причем, члены партии Тори сразу же попытались использовать Кидда для дискредитации (!) лордов-вигов. Более того, от Кидда требовали чьих-то имен! Тот, зная, во что втянут, и думая спасти жизнь, имен не называл и лишь написал письмо королю Вильгельму. В результате бумаги на суде не фигурировали вообще, а к смертной казни его приговорили за убийство поднявшего на корабле мятеж офицера (а вовсе не за пиратство). Владелец четырех золотых шевронов на знамени и одноразового псевдонима «Эвери» - вместе с гаремом – навсегда остался за кадром.

Похоже, именно так в Индии в 1707 году и появился новый Могол по имени Бахадур-шах – судя по контексту, малолетний сын захваченной в море родственницы Аурангзеба и оставшегося за кадром «пирата Эвери». Весьма симптоматично, что Британскую Ост-индскую Компанию в Индии называли «Компания Бахадура», и эта Компания Бахадура имела право собирать с населения подати. На мой взгляд, вырвать такие полномочия из рук сборщиков Великих Моголов никаким иным способом, кроме как самому стать Великим Моголом (или его регентом), было нереально. Похоже, «Эвери» и стал таким регентом для Бахадура, - как Кортес стал регентом для сына Текуичпо.

В 1712 году, когда сыну похищенной принцессы и «пирата Эвери» должно было исполниться 16 лет (по меркам того времени, он уже 2 года - взрослый человек), Бахадур умер. Однако он оставил 4 сыновей (видимо, от разных высокородных матерей), и между кланами сразу же началась борьба за власть. Эта война была неизбежна и потому, что в матриархальной Индии не было права первородства, и потому, что истинный владыка похищенного гарема – закулисный «Эвери» мог подобрать для 14-15-летнего Бахадура такие брачные партии, которые заведомо вели к войне.

ВИЗАНТИЙСКИЙ МАТРИАРХАТ
На то, что и в Византии действовало нормальное материнское право, указывает почти все. И главное свидетельство: обычай кастрировать высокородных принцев. Порой летописцы называют это иначе: «отрезали нос», например, но, стоит копнуть иные источники, и нос превращается в другой член тела. Объясню, зачем это делать.
Поскольку в родоплеменной традиции кровь считают по матери, лучший способ пройти во власть – в качестве мужа высокородной женщины. Страна, по сути, это ее приданое. А лучший способ остаться во власти, - сделать ей ребенка. После этого жену можно сослать в монастырь или помочь ей умереть от родовой горячки, а самому, как отцу, стать регентом царственного (по матери) ребенка до его совершеннолетия. Однако если принц-младенец – кастрат, он уже – никто. И регент – вместе с ним – никто. Поэтому перевороты начинают захватом высокородных женщин и кастрациями их сыновей.
Так, например, в начале VII века в Византии затеяли мятеж отец и сын Ираклии. И начали они мятеж тем, что отобрали у тирана Фоки семью из трех царственных женщин. Кстати, Фока этих женщин очень берег, и едва начался мятеж, спрятал их в монастыре Nea Metanoia. Но купеческая корпорация прасинов вытащила цариц из монастыря и передала их Ираклиям. Это и стало главным условием признания Ираклиев легитимной властью. История – один в один – как у Кортеса и Малиналли.
Царицы были трех поколений: бабушка (Епифания), мать (Фабия) и дочь (тоже Фабия). Бабушку взял Ираклий Старший, и она – внимание! – тут же стала его сыну приемной матерью. Так и будут с этого момента писать придворные летописцы: «Епифания – мать императора Ираклия».
Ираклий Младший взял себе младших женщин, и в мае 612 года одна из них (к тому времени крещенная как Евдокия) родила Ираклию сына, а спустя три месяца, когда малыш окреп, за полной ненадобностью умерла. Хочу подчеркнуть, что смерть царицы это правильное политическое действие. Она, пока жива, опасна, поскольку может родить принца кому-то еще. А на этого младенца теперь имеет право только Ираклий. В качестве регента он правил – всеми, над кем стоял род матери младенца.

ПРИМЕЧАНИЕ: сведений о мальчиках, рожденных тремя царицами до того, как случился переворот, нет. Видимо, кастрированы во время переворота. Сыновья самого императора Ираклия кастрированы при следующем перевороте (вскоре после его смерти).

ПРИМЕЧАНИЕ 2: в изложении Иоанна Никиусского история выглядит чуть иначе. Три царственные женщины названы семьей Юстиниана – одного из предыдущих императоров. Поэтому женитьба на них означала для клана Ираклиев породнение с семьей Юстиниана. Видимо, поэтому солдатский император Фока, поначалу захвативший семью и думавший жениться на одной из женщин, после консультаций со жреческими и судейскими чинами, от своих замыслов отказался и безропотно передал всех трех женщин сыну самой старшей матроны.

МАТРИАРХАТ В ВАТИКАНЕ
В энциклопедиях это явление раскрывается так: непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis – внук, племянник) – раздача папами римскими высших церковных званий или земель близким родственникам. Был широко распространен в XV-XVI веках. В более широком смысле (совр.) – кумовство.
Это определение противоречит фактам и документам, уже потому, что еще в XI веке (а не в XV) престол Петра перешел племяннику предыдущего Папы. И с тех пор это не прекращалось – вплоть до начала XIX века. Вот список тех Пап-непотов, что названы самой церковью – прямо. Их 12 человек.

БЕНЕДИКТ IX. 1032—1044. Теофилакт, граф Тусколо, племянник Бенедикта VIII и Иоанна XIX.
ИННОКЕНТИЙ III. 1198— 1216. Лотарио Конти, граф Сеньи. Племенник Климента III.
ЦЕЛЕСТИН IV. 1241. Джофредо Кастильони, племянник Урбана III.
АЛЕКСАНДР IV. 1254—1261. Ринальдо Конти, граф Сеньи. Племянник Григория IX.
АДРИАН V. 1276. Оттобоне Фиески, граф Лаваньи. Племянник Иннокентия IV.
ГОНОРИЙ IV. 1285—1287. Джакомо Савелли. Внучатый племянник Гонория III.
ГРИГОРИЙ XI. 1370—1378. Пьер Роже де Бофор. Племянник Климента VI.
ЕВГЕНИЙ IV. 1431—1447. Габриэле Кондульмер. Племянник папы Григория XII.
ПАВЕЛ II. 1464—1471. Пьетро Барбо. Племянник папы Евгения IV.
АЛЕКСАНДР VI. 1492—1503. Родриго де Борха. Племянник Каликста III.
ПИЙ III. 1503. Франческо Тодескини Пикколомини. Племянник Пия II.
ЛЕВ XI. 1605. Алессандро Медичи. Племянник Льва X.

Полный список намного шире. Мне удалось найти 64 Папы (с 535 по 1799 г.), не названных вслух непотами, но таковыми являющихся. А главное, дело ведь не в том, что они чьи-то родственники; дело в том, что папские престолы наследовались строго по материнской линии. Папа передавал власть племяннику, сыну своей сестры по матери. Перед нами нормальное, как у греков, ацтеков и Моголов, материнское право. Причем, признавали это материнское право в Риме все, поскольку папский удел – пожизненный, и племянник покойного (и поэтому уже бессильного) Папы может взойти на тот же престол только, если это право признается всеми членами курии.
Длилось это вплоть до вмешательства Наполеона Бонапарта.

МАТРИАРХАТ В АССИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ
Та же самая картина и в Ассирийской Церкви Востока (сведений о передаче престолов в остальных восточных церквях я не нашел). Патриаршество передавалось только от дяди к племяннику, без учета возраста кандидата, его опыта или, скажем, личных качеств. Мар Симон, к примеру (решивший перейти в 1964 году на григорианский календарь), стал патриархом в 12 лет.

НЕПОТИЗМ В РОССИИ
Всеволод Алексеевич Всеволожский, будучи бездетным, в июле 1796 года завещал всё своё богатство своему племяннику Всеволоду Андреевичу Всеволожскому, который, после смерти своего дяди 6 октября 1796 года, стал владельцем всего наследства Всеволода Алексеевича.
В истории число случаев, когда племянник наследует за дядей, а не за отцом, критически велико и привычно объясняется бездетностью. Впрочем, учитывая, что Всеволожские - Рюрики, нельзя исключать, что Всеволод Алексеевич был кастратом, - последние кастраты в Европе дожили до 1860-х.

О «ПОРНОКРАТИИ»
Из материнского права происходит и сила так называемой «порнократии», огромной власти женщин над Римскими Папами. Вот короткий список Пап, открыто зависевших от своих «папесс» (на деле, они все зависели от своих сестер, теток или матерей).

ЛАНДОН. 913-914. Посажен на папский трон Теодорой Старшей.
ИОАНН X. 914-928. Посажен на папский трон Теодорой Старшей.
ЛЕВ VI. 928. Посажен на папский трон Марозией.
СТЕФАН VII (VIII), 928-931. Посажен на папский трон Марозией.
ИОАНН XI. 931-936. Сын Марозии и папы Сергия III.
ИННОКЕНТИЙ X. 1644-1655. Правил церковью вместе с сестрой Олимпией Маидалькини.

Такого в принципе не могло быть в обществе, построенном на принципах отцовского права. Любой «домострой» поставил бы возле Папы не его сестру или мать, а отца или старшего брата. И выходит так, что церкви жили и передавали власть по материнскому праву довольно долго – до XIX (римо-католики), а то и до конца XX (ассирийцы) века.

ПРИМЕЧАНИЕ: многократно описанный обряд ощупыванием проверять наличие у будущего папы мужских яичек мог появиться только при наличии исторической памяти о папах-кастратах и позднем запрещении традиции ставить Папой не мужчину. Поддержка этому тезису – случай с как бы мифологической, якобы выдававшей себя за мужчину папессой Иоанной.
На мой взгляд, Иоанна не могла выдавать себя за мужчину и вполне могла – за кастрата. Да, и целибат в католической церкви мог быть узаконен именно как проявление лобби касты кастратов. А кастраты, как и гаремы – это реликтовые остатки матриархального способа концентрации власти. Сейчас будет показано, почему.

ТАЙНА СЕМЬИ МУХАММАДА
У пророка Мухаммада было 12 жен.

Имя и возраст при замужестве, возраст Мухаммада, количество лет в браке, дети
Khadijah bint Khuwaylid, 40 лет, Мухаммадау 25 лет, в браке 25 лет, 7 или 8 детей
Sawda bint Zamʿa, от 55 до 65 лет, Мухаммаду 50 лет
Aisha Banu Taim, от 6 до 20 лет, Мухаммаду 53 года, в браке 50 лет
Hafsa bint Umar, 20 лет, Мухаммаду 54 года, в браке 8 лет
Zaynab bint Khuzayma Banu Hilal, в браке 3-8 месяцев, умерла
Umm Salama Hind bint Abi Umayya Banu Makhzum, 29 лет, Мухаммаду 55 лет, в браке 7 лет
Zaynab bint Jahsh Banu Asad, 35 лет, Мухаммаду 56-58 лет, в браке 4-6 лет
Juwayriyya bint al-Harith, 20 лет, Мухаммаду 57 лет, в браке 5 лет
Ramlah binte Abi-Sufyan Umm Habibah, от 24 до 34 лет, Мухаммаду 59-61 год, в браке 1-3 года
Safiyya bint Huyayy Banu Nadir, 17 лет, Мухаммаду до 61 года, в браке 3-5 лет
Maymuna bint al-Harith Banu Hashim (Sahaba), 36 лет, Мухаммаду 60 лет, в браке 3 года
Maria al-Qibtiyya, 20 лет, Мухаммаду 58 лет, в браке 4 года, родила сына по имени Ибрагим

Khadijah имела с Мухаммадом семерых детей. Их имена: аль-Касим, ат-Тахир, ат-Таййиб, Зайнаб, Рукаййа, Умм Кульсум и Фатима (согласно суннитам, был еще и восьмой ребенок – сын Абдулла). Все мальчики (и только мальчики) умерли в раннем детстве. Все девочки дожили до начала пророческой миссии, все приняли ислам, все переселились из Мекки в Медину и все скончались до смерти Мухаммада. Фатима скончалась через шесть месяцев после смерти отца.
Христианка греко-египетского происхождения Мария имела от Мухаммада сына по имени Ибрагим. Он, как и остальные мальчики, умер в младенчестве. По молчаливому согласию предполагается, что больше детей у Мухаммада не было – ни с одной из других десяти жен.
А что было на самом деле?

Sawda вышла замуж за Пророка в преклонном возрасте, и, пожалуй, не стоит включать ее в число потенциальных рожениц. Однако элементарный подсчет показывает, что девять остальных жен Пророка вполне могли родить ему за годы супружества от 15 до 25 детей. Более того, некоторые жены носили почетное звание, означающее рождение ребенка, например, Umm Salama и Umm Habibah.
Да, для многих из своих жен Мухаммад не был первым мужем, то есть, звание они могли получить до того, как вышли замуж за Пророка. Но Аиша, выданная замуж совсем юной девочкой могла родить только в браке с Пророком, и Мухаммад называл ее Умм Абдаллах, что дословно переводится Мать Абдаллаха, и означает, что Аиша родила мужу сына. Однако никаких сведений об этом сыне Мухаммада нет, как если бы Аиша никого не рожала. Впрочем, даже если не учитывать всех пяти перечисленных выше женщин, остаются еще семь. Они ведь не были все до единой бесплодны? Сам Мухаммад совершенно точно не был бесплоден. Семь (по суннитам – восемь) детей с Хадишой и один с Марией (одной из последних жен) ясно указывают на мужское благополучие Пророка. Однако детей нет.
Зададим себе вопрос, а почему сохранились сведения о детях Мухаммада от Хадиши, от Марии и – предположительно – от Аиши. Ответ простой: во всех трех случаях целиком вымарать сведения о детях было невозможно. Ибрагим был по матери высокородный египтянин-копт, а значит, многократно попадал в коптские летописи. Аиша тоже имела «информационные тылы» – в лице летописцев Негуса Эфиопского, а дети от Хадиши родились, когда их отец еще не был общепризнанным лидером, и от них осталась масса бытовых сведений, вымарать которые до конца было немыслимо.
Совершенно нет сведений о тех детях Пророка, что были стопроцентными аравитянами и мусульманами, то есть, не имели летописной истории за рубежом и могли претендовать на естественное наследование дела отца. Что ж, историю пишут победители, а дети Пророка, судя по итогам, проиграли.
Выиграл же в этой схватке род Али – мужа Фатимы, скоропостижно скончавшейся вслед за отцом. Перед нами классическая матриархальная модель прихода к власти: женитьба на знатной женщине, рождение ею детей (желательно, девочек) и смерть, когда надобность в ней отпадает. Вдовец становится регентом для своих детей и единственным владыкой над их племенами.
Закономерен вопрос, почему девочки желательны в качестве потомства. Ответ простой: регент может выдать дочь за подконтрольного ему родича и править еще два десятка лет, а мальчику придется передавать власть. Именно эту устаревшую практику Мухаммад и пытался прекратить и… победил – везде, кроме собственной семьи.

ПРИМЕЧАНИЕ: странным образом, среди детей Али и Фатимы значатся подряд Зейнаб и Умм-Кульсум, то есть, дети Али – тезки 4-го и 6-го ребенка Мухаммада. На мой взгляд, Али вполне мог удочерить дочек Пророка. Это давало бы ему отцовскую власть над ними – со всеми юридическими последствиями.

МАТРИАРХАТ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
А теперь три цитаты из статьи историка Александра Викторовича Коптева «Правовой механизм передачи царской власти в архаическом Риме и сакральные функции трибуна целеров».

В традиции римские цари выступали в роли либо мужа дочери своего предшественника (Нума муж дочери Тита Тация, Сервий Туллий — дочери Тарквиния Приска, Тарквиний Суперб — дочери Сервия), либо сына царской дочери (Ромул — сын дочери Нумитора, Анк Марций — дочери Нумы Помпилия, Тарквиний Приск — дочери лукумона в Этрурии, Сервий Туллий — Окрисии из Корникула) или, что то же самое, царского внука (Тулл Гостилий внук Ромула = Гостилия, Тарквиний Суперб — Приска).
Носительницами царственности были женщины царских родов, мужья которых становились обладателями царского титула по праву женитьбы на них1. В традиции это Лавиния, Илия (Рея Сильвия), Тация, Герсилия, Помпилия, Эгерия, Тарквиния, Туллия, Лукреция. В обряде «священного» брака царь и царица представляли главные божества общины. Их дети «божественного происхождения» не могли претендовать на царский титул в своей общине, но были желанными женихами для царских дочерей других «городов» Лация. Сакральный союз «30 городов», по-видимому, связывал все царские роды в единую систему потенциальных брачных партнеров.
Носителем царского титула становился либо зять царя, бывший одновременно и его племянником, либо внук царя, родившийся у его дочери, муж которой был царем в другом «городе».

Мы видим в Древнем Риме ту же модель прихода к власти, что и в Мексике, и в Аравии, и в Индии, и в Византии.

МАТРИАРХАТ В США
Правовая доктрина Partus sequitur ventrem - часть колониального закона, принятого в 1662 году в Вирджинии, а вскоре и другими колониями. Доктрина гласит: «все дети, рожденные в этой стране, должны быть зависимы или свободны только в соответствии со статусом матери...» Доктрина Partus sequitur ventrem (буквальный перевод: потомство следует за животом) прямо вытекала из римского гражданского права и в колониях доминировала абсолютно.

УСЛОВИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ТИТУЛА
Иоганн III Миролюбивый (фон дер Марк) в 1509 году женился на Марии фон Юлих-Бергской, дочери и наследнице герцога Юлих-Бергского Вильгельма. После смерти тестя в 1511 году стал регентом при жене, и к нему перешёл титул герцога Юлих-Бергского.

СОВРЕМЕННЫЙ МАТРИАРХАТ В ТОГО
Николас Жерар Виктор Грюницкий (фр. Nicolas Gerard Victor Grunitzky) - президент Того в 1963 - 1967 годах. Сын отставного немецкого офицера и африканской принцессы Элизабет Соссиме Аджону из рода Амегаши. Его предшественник Сильванус Олимпио был сыном бразильца-работорговца и принцессы народа йоруба.

МНОГОЖЕНСТВО
Многоженство имеет глубокий практический смысл именно при матриархате. Чем больше жен, тем больше приданого (земли и людей) у многоженца в управлении.
Повесть временных лет: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове…».
Август II из Мейсена, как пишут, имел 80 «любовниц».
Филипп Гессенский имел двух жен – официально.
Императоры Карл Великий, Лотарь и Пипин имели по несколько жен.
Город Мюнстер провозгласил 23 июля 1534 года многоженство лучшей формой брака.
А вот семья Филиппа II, короля Испанского и Португальского.

1-я жена: Мария Ависская. Вышла замуж в 16, родила в 18, через 2 дня умерла.
2-я жена: Мария I Тюдор. Вышла замуж в 38, родила в 39, умерла в 42.
3-я жена: Елизавет Валуа. Вышла замуж в 14, успешно родила в 21, умерла в 23.
4-я жена: Анна Габсбург. Вышла замуж в 21, родила в 22, умерла в 31.

Ранняя смертность – норма политической жизни. Ребенка отдают кормилице, а его матери помогают скончаться или уйти в монастырь. Цель всей операции – дети, над которыми многоженец станет законным регентом. В Европе многоженство стало расцениваться как не христианская практика в 1771 году, когда инквизиции впервые разрешили заводить на многоженцев дела.

ОПРИЧНИНА
Опричнина это часть удела великих княгинь, находившаяся в их полном и непосредственном распоряжении. Так же опричниной в Московском княжестве назывался удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа. Вики подчеркивает, что над опричным имуществом не действовала никакая правовая традиция, и это юридический нонсенс: имущества вне правовой традиции быть не может.
Перед нами нормальная матрилинейная передача имущества и власти в знатных семьях – в виде приданого. Когда муж умирает, приданое (в обычном праве неделимое) возвращается вдовам с их потомством. Именно поэтому Европа была похожа на лоскутное одеяло вплоть до второй половины 19 века.

МАТРИАРХАЛЬНАЯ ПИРАМИДА ВЛАСТИ
Иван Грозный руководил на четырех уровнях:
1. Имуществом и людьми, принадлежащими его собственному роду
2. Приданным, принадлежащим его женам (опричниной) – на правах регента над совместными детьми
3. На правах великого князя - боярами Московского царства (без прямого доступа к их имуществу)
4. На правах выборного царя всея Руси - земщиной, то есть, знатью, союзной Московскому царству: в Эстонии, на Кавказе, в Поволжье (опять-таки без прямого доступа к их имуществу)
Ни на одном из уровней царь Иван не собственник (частной собственности еще нет), а только полномочный управляющий. В каждом случае собственник коллективный - род.

ИСТОК МАТРИАРХАТА
Пишут, что матриархальное общество сложилось ввиду неупорядоченных половых отношений (привет Фрейду), когда достоверный родитель один – мама. На деле, человека любая неупорядоченность раздражает, - она затрудняет прогнозирование. Активно разрекламированная идея о свальном грехе у дикарей не имеет под собой ни одного доказательства. У самых примитивных амазонских племен уже есть юридическая норма, защищающая семью: за соблазнение жены ее муж имеет право ударить соблазнителя по голове дубиной. И виновный терпеливо ждет, когда его накажут.
Так называемый «групповой брак» это коллективная ответственность за женщин и детей, а не коллективный секс; люди склонны образовывать устойчивые пары, - пусть на 3-4 года, но на все это время устойчивые. В такой паре людям комфортней.

Матриархат же сложился в силу изначально разных типов ответственности. На охоте все взрослые, и каждый мужчина обязан отвечать за себя сам. В деревне четверо из пяти – дети; ответственность за них лежит на старших, и каждая из этих старших – женщина. В результате в племени синхронно развиваются два типа иерархии: производственная мужская и семейная женская. В мужской иерархии цель – добыча, а человек – средство для достижения цели. Группа может потерять на охоте своего человека и не может – вернуться с пустыми руками. В женской иерархии добыча – только средство, пусть ключевое, но средство, а цель – человек (выжившее потомство). Поэтому общество выстраивает бизнес по мужской модели, а главные социальные институты - по женской.

РОЛЬ МУЖЧИНЫ ВО ВЛАСТИ
Несмотря на все сказанное, матриархальное общество остро нуждается в мужчине на самом верху. Причина: внутренняя готовность мужчины достигать цели, невзирая на средства. В ситуации регулярных (на деле, неизбежных) конфликтов требуется кто-то, способный силой принудить самых дерзких к исполнению закона. И чем более чужд этот мужчина интересам конкретных семей, тем эффективнее он будет работать. Именно поэтому король для народа обычно чужак, сторонний рыцарь, так или иначе доказавший, что достоин брака с родной для народа принцессой.

ТОЧНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА
Точное значения слова "матриархат" - "материнский по происхождению". Корень "архат" не содержит значения "власть", и наилучшим образом природа этого корня видна там, где он стоит в первой части слова: архаичный, археология, архив.

РЕЗЮМЕ
Матриархальные (в точном значении этого слова) отношения целиком предопределяли рост и развитие цивилизации, как минимум, до 1771 года, и в значительной мере - до середины 19 века. Искажение матриархального смысла исторических событий или выбрасывание этого смысла за рамки исследований препятствует установлению исторической истины, прежде всего, в истории наследования власти и активов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Полная история катастрофы (вариант № 3 от 29.01.2020)

Римский счет – ключ к тайне хронологии

Чай, табак и наркотики